«Свадебные капитаны» в региональной политике ЦФО
Эксперты АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» проанализировали работу главных федеральных инспекторов в Центральном федеральном округе.
В 2018 году институт полпредства в федеральных округах достигнет своего совершеннолетия. Он был образован Указом Президента от 13 мая 2000 года, в соответствии с которым полномочные представители главы государства назначались не в каждый регион (как это было с 1991 года), а в федеральный округ. В регионах же полномочия президентского надзора возлагались на главных федеральных инспекторов, которые, в свою очередь, подчинялись полпреду в федеральном округе.
Таким образом, институт представительства главы государства фактически был разделен на два уровня. И если первый уровень – полпредство в федеральных округах – заметен для общественно-политической повестки дня, то уровень главных федеральных инспекторов не особенно активно проявляется в сфере общественного мнения. И говорить о том, что институт сформирован пока что преждевременно. Главный федеральный инспектор в регионе – это в лучшем случае «замгубернатора» по взаимодействию с федеральным центром или «свадебный капитан» на протокольных мероприятиях. Почему капитан? Потому, что неформальный пост «свадебного генерала» в регионах занимают более публичные акторы. А главные федеральные инспекторы скорее «свадебные капитаны», пусть даже и с настоящими генеральскими погонами на плечах.
Работа главных федеральных инспекторов в Центральном федеральном округе за 2017 год была проанализирована по следующим критериям:
1) мониторинг социально-политической ситуации в регионе;
2) передача системной объективной информации в аппарат полпредства о деятельности органов власти и управления в субъекте РФ;
3) координация деятельности федеральных структур в регионе, выстраивание взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти;
4) работа общественных приемных Президента РФ, представительство главы государства и полпреда в сфере общественного мнения;
5) содействие губернатору и региональным органам власти в коммуникациях с федеральным центром;
6) взаимодействие с политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями региона;
7) противодействие коррупции в регионе.
В качестве методологической основы проведения исследования был выбран одноступенчатый опрос экспертов по методике Делфи. В качестве респондентов были приглашены эксперты из числа представителей научного и медиасообществ, руководства органов государственной исполнительной власти, местного самоуправления и бизнес-среды областей Центральной России. При отборе экспертов учитывались три признака: род занятий, стаж работы и уровень квалификации по интересующему профилю. Респондентам было предложено дать развернутую характеристику работы главных федеральных инспекторов в регионе и оценить их работу по 5-ти балльной шкале (как в школе: 5 – «отлично», 1 – «неудовлетворительно».
В результате исследования главным федерльным инспекторам в 17 областях ЦФО были выставлены следующие оценки.
1 | Вадим ЯКОВЕНКО | Главный федеральный инспектор по Московской области | Отлично |
2 | Александр СОЛОДОВ | Главный федеральный инспектор по Воронежской области | Отлично |
3 | Василий НЕСВЕТАЙЛОВ | Главный федеральный инспектор по Ярославской области | Отлично |
4 | Валерий МОЖЖУХИН | Главный федеральный инспектор по Ивановской области | Отлично |
5 | Сергей МАРКИН | Главный федеральный инспектор по Тамбовской области | Отлично |
6 | Вадим ЛОБИН | Главный федеральный инспектор по Курской области | Хорошо |
7 | Сергей МАМЕЕВ | Главный федеральный инспектор по Владимирской области | Хорошо |
8 | Николай ПАНКОВ | Главный федеральный инспектор по Костромской области | Хорошо |
9 | Анатолий СИМОНОВ | Главный федеральный инспектор по Тульской области | Хорошо |
10 | Олег СНЕЖКОВ | Главный федеральный инспектор по Липецкой области | Хорошо |
11 | Сергей ЯКОВЛЕВ | Главный федеральный инспектор по Рязанской области | Удовлетворительно |
12 | Александр САВИН | Главный федеральный инспектор по Калужской области | Удовлетворительно |
13 | Юрий СТРЕЛЕЦКИЙ | Главный федеральный инспектор по Смоленской области | Удовлетворительно |
14 | Игорь ЖУКОВ | Главный федеральный инспектор по Тверской области | Удовлетворительно |
15 | Александр ЗАКОРЖЕВСКИЙ | Главный федеральный инспектор по Белгородской области | Удовлетворительно |
16 | Афанасий КИСЕЛЕВ | Главный федеральный инспектор по Брянской области | Неудовлетворительно |
17 | Леонид СОЛОМАТИН | Главный федеральный инспектор по Орловской области | Неудовлетворительно |
Характеризуя деятельность главных федеральных инспекторов в регионах ЦФО, отметим, что эксперты оказались бесконечно единодушными в скромной оценке вклада главных инспекторов в представительство главы государства и полпреда в сфере общественного мнения. Четверть опрошенных затруднились давать какие-либо оценки, не видя реальной деятельности главных представителей полпреда в округе. Оно и понятно. Выстраивание коммуникаций между уровнями власти – вопрос деликатный. Главные федеральные инспекторы – чиновники с богатым послужным списком. Большинство из них – управленцы, представители силовых структур, юстиции, далекие от выстраивания общественно-политической повестки дня. Исключением можно считать главного федерального инспектора по Ярославской области, профессора РЭУ им. Г.В. Плеханова Василия Несветайлова и главного федерального инспектора по Московской области Вадима Яковенко. Они пусть и не медийные персоны, но однозначно узнаваемые и авторитетные политические акторы в территориях.
Высокой экспертной оценки заслужили и главные федеральные инспекторы, занимающие свой пост продолжительное время. В Центральной России аксакал в аппарате полпреда – главный федеральный инспектор по Ивановской области Валерий Можжухин, занимающий свою должность с 2002 года.
По результатам исследования была также предложена эмпирическая типология ролевых характеристик деятельности главных федеральных инспекторов в регионах. В Центральном федеральном округе, по нашим оценкам, встречаются три типа ролевых характеристик. Первый тип – «заместитель» губернатора по взаимодействию с федеральным центром, «тень» губернатора. В этой роли представитель полпреда округа в регионе полностью встраивается в губернаторскую линию реализации региональной политики, отбросив или тщательно скрыв политические и медийные амбиции. Второй тип – «свадебный капитан». К нему можно отнести главных федеральных инспекторов, исправно выполняющих представительские функции. Лучше всего получается нести знамя главы государства и полпреда на протокольных мероприятиях и на процедурах открытиях экономических или социальных объектов. Третий тип – «тишайший и добрейший» главный федеральный инспектор. Примеряя на себя эту роль, представитель полпреда в регионе, будучи в статусной должности с солидным послужным списком, не решается лишний раз побеспокоить губернатора. Как бы чего не вышло.
Не исключим и четвёртый тип ролевой характеристики главного федерального инспектора в регионе. Это активный представитель власти при неактивном главе. Ряд губернаторов ЦФО дают шанс своим главным федеральным инспектором взять на себя эту роль. Но пока она никому не была нужна.