Президентский грант «Выравнивание региональных различий посредством тиражирования эффективных практик областей ЦФО: вклад гражданских инициатив и экспертного сообщества»

Описание проекта

В условиях, когда различия в социально-экономическом развитии регионов усугубляются, актуализируется проблематика изучения природы социально-экономического лидерства или отставания регионов. Анализ успешных практик социально-экономического развития территорий  позволяет создавать базу для их обобщения и разработки механизмов по их внедрению. Данная работа способствует генерированию экспертного сопровождения деятельности региональных органов власти и управления в выработке приоритетов социально-экономического развития территорий. При этом особую значимость имеет сопоставление «внутренних» и «внешних» экспертных оценок, т.е. оценок успешных и проблемных зон развития того или иного региона экспертами данного  же региона и внешний, инорегиональный  независимый экспертный взгляд на перспективные направления развития территории.

В целом же значимость и актуальность реализованного проекта характеризуется следующими аспектами:

  • экспертно-аналитическая платформа для разработки стратегии и тактических схем выравнивания региональных различий в рамках одного федерального округа;
  • активизация экспертного потенциала в создании единого социального пространства для жителей регионов ЦФО;
  • анализ социально-экономических практик и механизмов общего повышения качества жизни в регионах ЦФО;
  • включение в информационную повестку дня практики обмена региональным опытом.

Основные цели и задачи проекта

Основной целью реализованного проекта была заявлена активизация потенциала регионального экспертного сообщества и гражданских инициатив в областях Центрального федерального округа на определение форматов и механизмов тиражирования и адаптации наиболее успешных региональных социально-экономических практик в наиболее проблемных территориях. Для достижения обозначенной цели были поставлены задачи исследовательского, мобилизационного и информационного порядка.

Так, ключевой исследовательской задачей стало  выявление наиболее успешных и наиболее уязвимых социально-экономических практик в 17 областях ЦФО, разработка карты эффективных практик и проблемных сегментов развития каждой из областей ЦФО.

Мобилизационные задачи заключались в

  • повышении консолидации сформированного «пула» представителей экспертного сообщества как одного из сегментов регионального гражданского общества для решения проблемы региональных различий в областях ЦФО;
  • расширении возможностей общественной дипломатии оказывать позитивное воздействие на социально-экономическое развитие регионов;
  • повышении уровня культуры «горизонтального» межрегионального взаимодействия представителей экспертного сообщества, структур власти и управления.

И, наконец, информационная задача предполагала включение в региональную и федеральную информационную повестку дня вопроса о выравнивании существующих региональных различий.

Программа мероприятий проекта не потребовала текущей корректировки задач.

 

Основные целевые группы проекта

Круг поставленных задач и ключевая цель проекта предполагали определение следующих целевых групп проекта: представители экспертного и научного сообщества, представители медиасферы, а также региональных органов власти и управления. В ходе реализации проекта корректировка целевых групп не потребовалась.

География проекта

География реализации проекта включала в себя 17 областей Центрального федерального округа: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

Результативность и эффективность проекта

В ходе проведения первого экспертного исследования на основе экспертных интервью были выявлены и систематизированы  успешные социально-экономические практики и проблемные зоны в реализации региональных политик в 17 областях ЦФО.

По итогам проведенного второго качественного исследования методом телефонного интервьюирования можно утверждать, что ключевая цель проведения исследования также была достигнута. Были выявлены оптимальные форматы обмена опытом между структурами власти и управления в регионах ЦФО.

В ходе проведения исследования были также выявлены существующие риски и возможности в обмене опытом между регионами. Необходимо отметить, что рисков было названо достаточно много (формализация мероприятий по обмену, «вырождение» мероприятий, возможность потери финансовой прибыли регионом за счет упущения инвестора и др.). Однако в целом консолидированная оценка экспертного сообщества указывает на то, что пользы от обмена опытом между регионами значительно больше, чем рисков.

Таким образом, в целом по результатам проведенного исследования гипотеза о том, что экспертное сообщество могло бы стать важным консолидирующим фактором в выстраивании конструктивного взаимодействия регионов, подтвердилась.

Значимость полученных результатов реализации второго этапа социально значимого проекта состоит в том, что в ходе исследования была получена и систематизирована уникальная эмпирическая информация в отношении экспертных оценок особенностей, проблемных и успешных сегментов социально-экономического развития 17 областей ЦФО.  На основе данной информации возможна разработка интерактивных карт успешных практик развития регионов ЦФО, что может послужить хорошим фундаментом для создания интеграционной интерактивной площадки обмена опытом.

Что касается информационно-презентационной части мероприятий проекта, то в данном направлении показателем может служить количество публикаций в средствах массовой информации и количество запросов научных библиотек на брошюру-монографию по итогам проекта. Необходимо отметить, что если публикаций по итогам проекта было в достаточном количестве, однако все же меньше, чем ожидалось, то что запросов научных библиотек оказалось весьма много. Связано это с тем, что представители научного сообщества, которые принимали участие непосредственно в экспертном сообществе, а также в выездных семинарах в большинстве своем выражали желание приобрести на безвозмездной основе брошюры монографии для библиотек и для чтения курсов по региональной экономике, регионалистике и смежным специальностям. И в этой связи Агентством уже заказан новый тираж брошюр-монографий. Полагаем возможным успеть напечатать и передать издания к новому учебному году.

 

Итоги реализации проекта

Реализованный проект представляет собой самостоятельное целостное исследование с презентацией его результатов. В рамках проекта удалось достичь поставленных исследовательских задач, провести необходимый анализ и систематизировать обобщения. Достигнутой также оказалась и задача по активизации научного и экспертного сообщества для изучения проблемы существования региональных различий. Отчасти удалось внедрить и в информационную повестку дня проблематику существования региональных различий и обосновать позицию по необходимости их выравнивания.

Вместе с этим, данный проект требует масштабного и системного продолжения. Перспективным представляется проведение сегментации успешных социально-экономических практик и масштабная работа с экспертами по алгоритмизации внедрения проверенных успешных механизмов. В данном отношении также потребуется экспертно-аналитическое сопровождение, поскольку для каждого региона внедрение того или иного механизма потребует изучения возможностей и рисков.

И второй этап продолжения данного проекта предполагает точечную работу с экспертными и научными коллективами и представителями органов власти и управления, поскольку именно за ними будет последнее  слово в отношении рассмотрения и адаптации той или иной практики. При этом, как указывалось в самом исследовании, для адаптации инорегионального успешного опыта, для внедрения обобщенного механизма социально-экономических практик  требуется, прежде всего, политическая воля и заинтересованность руководства региона. В противном случае работы экспертного и научного сообщества сохранится лишь на страницах научных изданий и в подшивках региональных газет в библиотеках.

Представляется логичным, что дальнейшее продолжение проекта потребует многоуровневого сегментирования по нескольким основаниям. К примеру, по уровням власти (региональный, муниципальный первого и второго уровней), по направлениям (малый бизнес, кооперация, привлечение инвестиций, здравоохранение и т.д.), по характеру проводимых мероприятий (кустовые семинары и совещания, конференции, пресс-конференции, пресс-туры и т.д.). Возможно, потребуется выход на уровень полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе для организационной, информационной и материальной поддержки данных мероприятий.

Одним из самостоятельных направлений станет информационная поддержка со сторона Агентства реализации уже достигнутых в ходе проведения выездных семинаров договоренностей представителей органов власти и управления из разных регионов и муниципалитетов ЦФО. Иными словами, реализация договоренностей по выездам делегаций областей ЦФО для обмена опытом  потребует от Агентства информационного и экспертно-аналитического сопровождения.

 

Тиражируемость полученного опыта и результатов проекта

Реализованный проект по исследованию механизмов выравнивания региональных различий сам по себе ориентирован на тиражируемость успешных практик. И именно поэтому он предполагал изучение, систематизацию и алгоритмизацию адаптации механизмов и успешных практик в каждом из регионов Центрального федерального округа.

Вместе с тем, не исключается возможность рассмотрения успешного опыта регионов ЦФО и в регионах других федеральных округов. Однако в данном отношении возникнет необходимость значительно большее внимание удалять адаптации предлагаемых практик. При этом некоторые практики могут быть совершенно неприемлемы для регионов других федеральных округов.  К примеру, опыт регионов центрального Черноземья в сельском хозяйстве вряд ли окажется сколь-нибудь полезным для дальневосточных или северо-западных регионов. Что же касается более универсальных механизмов (потребительская кооперация, малый бизнес и др.) то в этом отношении извлечь пользу для других регионов представляется более возможным.

Важно подчеркнуть, что сам по себе исследовательский проект являет собой самостоятельную методологически проработанную программу, пригодную для тиражирования в других федеральных округах или в нескольких соседних регионах. Возможен и вариант проведения аналогичного исследования в масштабах всей страны.

 

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ. Руководитель проекта – Е.С. Селиванова.

 

Вам может также понравиться...