Бюджетные потери экономики Воронежской области от выпадающих доходов составляют гигантские 92 млрд рублей
Кандидат юридических наук Сергей Дуканов в своем аналитическом материале обращает внимание органов власти и управления региона на серьезные проблемы в экономике, на высокую ее теневую составляющую.
Сравнение данных о размере уплаченного налога на доходы физических лиц и статистических показателей «доходы населения» показывает расхождение между совокупным доходом населения Воронежской области и наблюдаемым или объяснимым доходом. И это один из срезов теневого сектора экономики региона (в расчете использованы данные 2017-2018 годов).
Несколько важных акцентов о специфике теневого сектора экономики
К теневой экономике следует отнести фиктивный (мнимый, создается для вида, часто для уклонения от уплаты налогов, или притворный, прикрывает незаконную деятельность: оборот наркотиков, оружия, контрафакта, деятельность кредитно-финансовых учреждений без лицензий и многое другое) бизнес, которым пользуются крупные и средние компании, их менеджмент, криминал и даже, как показывает практика правоохранительных органов, отдельные представители государственной и муниципальной власти.
К теневой экономике можно отнести использование рабочей силы без надлежащего оформления, получение мер государственной поддержки в виде субсидий и налоговых льгот без адекватной бюджетной и социальной отдачи, уклонение от уплаты налогов путем создания видимости деловой активности и многое другое. Основной упор региональной власти должен быть сделан в организации работы по выявлению, пресечению и предупреждению всех элементов теневой экономики.
Данные показывают, что многие воронежцы потребляют больше, чем зарабатывают, то есть живут не по средствам
В Воронежской области совокупный доход превышает наблюдаемый (объяснимый) на 35 процентов. Эти доходы категории «другие» не относятся ни к заработной плате, ни к пенсии или другим социальным выплатам, ни к доходам от предпринимательской деятельности, ни к доходам от использования имущества, ни от депозитов, ни от валютных операций. Разница составляет свыше 250 миллиардов рублей, которые невидимы для налога на доходы физических лиц. Бюджетные потери можно оценить в 32 миллиарда рублей.
Размер выпадающих страховых взносов рассчитать сложнее, поскольку неизвестна природа такого рода дохода. Скорее всего, с учетом величины ставок страховых взносов, сумма выпадающих доходов превысит 30 миллиардов рублей. К сожалению, относительный показатель дохода категории «другое» в Воронежской области настолько велик, что в общероссийском рейтинге наш регион попадает в тройку худших (наряду с отдельными регионами Северного Кавказа). Говоря простыми словами, воронежцы потребляют больше, чем зарабатывают, то есть живут не по средствам. Безусловно, это утверждение не касается всех жителей, но свидетельствует о многих проблемах, в том числе и о коррупции.
Отчеты о прибылях и убытках, о финансово-хозяйственной деятельности компаний, о рентабельности и выручке бизнеса в зависимости от вида экономической деятельности позволяют рассчитать размер выпадающего налога на прибыль. В Воронежской области это свыше 10 миллиардов сокрытого налога.
Недопоступивший налог на добавленную стоимость можно рассчитать несколькими способами. Если определить НДС через применение ставки к сумме прибыли и фонда оплаты труда, то поступления НДС от налогоплательщиков Воронежской области должны составлять не менее 60 миллиардов рублей. Но по факту, поступления от НДС почти втрое меньше. Для точного расчета следует учесть льготные ставки 0 и 10 процентов, а также операции, не подлежащие налогообложению. Нулевую ставку по экспортным операциям рассчитать несложно, статистических данных достаточно. Ставку 10 процентов, а также необлагаемые налогом сделки можно учесть через сведения по соответствующим отраслям экономики. Таким образом, сумма выпадающего дохода по налогу на добавленную стоимость превышает 20 миллиардов рублей.
Итого: 32 млрд + 30 млрд + 10 млрд + 20 млрд = 92 млрд рублей выпадающих доходов. Для сравнения, бюджет Воронежской области в 2019 году по доходам составит 104,8 млрд рублей, по расходам — 107,1 млрд рублей. Вот вам и фактически второй бюджет региона.
Лидером по сокрытию налогов стала строительная отрасль, затем — торговля и агропромышленный комплекс
Какой сектор экономики региона можно отнести к лидерам теневого бизнеса? В Воронежской области традиционно «теневой» сектор характерен для сельского хозяйства, розничной и оптовой торговли, строительства. В 2017-2018 годах произошло изменение мест в антирейтинге. Лидером по сокрытию налогов стала строительная отрасль, затем — торговля и агропромышленный комплекс.
Таким образом, в Воронежской области размер недополученных налогов на основании проведенного исследования превышает 92 миллиарда рублей, примерно 11 процентов валового регионального продукта. Для сравнения бюджетные потери из-за налогового разрыва в развитых странах превышают три процента валового национального продукта. Для России такие расчеты не проводились. Но с учетом того, что у развивающихся стран налоговый разрыв существенно больше, чем в развитых, в нашей стране потери бюджета могут составлять свыше десяти триллионов рублей, около 10 процентов ВВП.
По данным рейтинга Doing Business из 190 стран (данные Всемирного банка) Россия занимает 31 строчку. При этом по налогообложению наша страна 53-я. По налоговой нагрузке на бизнес мы 146-е с показателем 46,3
процента. В то же время налоговая нагрузка на экономику (определяется Минфином России как отношение всех налоговых платежей и социальных взносов к ВВП) в России существенно ниже. Так, если ранее налоговая нагрузка составляла 40 процентов ВВП, то после 2009 года она находилась в пределах 33 – 35 процентов, сохраняя тенденцию к уменьшению. В 2017 году нагрузка опустилась до 30,8 процента. По этому показателю Российская Федерация опережает все страны Европы и лучше среднего процента по ОЭСР (34,2 в 2017 году). Среди причин такой диспропорции можно назвать недостатки налогового администрирования, неравномерность налоговой нагрузки на добросовестный и недобросовестный бизнес и большая доля теневого сектора экономики.
В Воронежской области налоговая нагрузка на экономику, рассчитанная по аналогии с методикой Минфина Россиивдвое меньше среднероссийской, что свидетельствует о масштабности и проблемы, решение которой предполагает консолидацию сил налоговых органов, региональных и местных властей. Ответственность за успех этой работы, на мой взгляд, лежит на правительстве Воронежской области и лично на губернаторе.
Какие источники были использованы при расчетах?
Для расчета выпадающих налоговых платежей использовались следующие источники:
- стратегия социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года;
- отчеты социально-экономического развития Воронежской области за последние 10 лет;
- данные статистической отчетности Росстата по Воронежской области;
- отчетность налоговых органов;
- аналитические обзоры ЦБ РФ по Воронежской области;
- открытые сведения и базы данных ФНС России, Росстата;
- научные труды и публикации.
Сергей Дуканов