Минэкономразвития опубликовало рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП
Белгородская, Липецкая. Ярославская, Воронежская области — в лидерах, Брянская и Тверская области — аутсайдеры по итогам 2022 года.
Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП) за 2022 год сформирован Минэкономразвития России на основании Методики расчёта показателя «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» (далее – Методика), утверждённой приказом Министерства от 19 декабря 2019 г. № 816.
В соответствии с Методикой уровень развития ГЧП в субъекте Российской Федерации определяется по итогам оценки трёх факторов:► Динамика реализации проектов ГЧП в отчётном году (2022 г.).► Накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы (до 2022 г.).► Состояние нормативно-институциональной среды.
Базой для расчета значений первых двух факторов является планируемый объем инвестиций в проект, который корректируется на коэффициенты формы, срока и стадии реализации проекта. Источником данных являются сведения о проектах, внесённые в ГАС «Управление».
Приоритет при расчёте значений первых двух факторов отдаётся регионам, реализующим длительные проекты в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, МЧП с наибольшим объёмом законтрактованных инвестиций. Для расчёта значения третьего фактора используются показатели количества досрочно прекращённых соглашений по вине публичной стороны; доли соглашений, заключённых в рамках конкурсных процедур; длительности подписания соглашений, а также качественные оценки, представленные независимыми экспертными организациями.
Итоговый рейтинг развития ГЧП в Центральном федеральном округе представлен в таблице.
Место в рейтинге | Субъект ЦФО | Уровень развития ГЧП (баллы) | Место в 2021 г. | Индекс роста/падения |
8 | Белгородская область | 27,5 | 14 | +6 |
12 | Липецкая область | 23,6 | 54 | +42 |
16 | Ярославская область | 19,7 | 41 | +25 |
17 | Воронежская область | 18,2 | 44 | +27 |
22 | Московская область | 15 | 1 | -21 |
27 | Курская область | 13,6 | 72 | +45 |
32 | Калужская область | 12,4 | 32 | — |
36 | Тульская область | 9,5 | 23 | -13 |
40 | Владимирская область | 8,4 | 22 | -18 |
46 | Орловская область | 7,2 | 69 | +13 |
52 | Смоленская область | 6,3 | 29 | -23 |
57 | Тамбовская область | 5,9 | 33 | -24 |
63 | Ивановская область | 3,8 | 58 | -5 |
69 | Рязанская область | 6,1 | 71 | +2 |
73 | Костромская область | 5,4 | 51 | -22 |
80 | Тверская область | 2,7 | 75 | -5 |
81 | Брянская область | 2,7 | 77 | -4 |
Эксперты Минэкономразвития оценили, что наилучших результатов в прошлом году по развитию ГЧП удалось достичь Белгородской области, которая заняла восьмое место. Следом идет Липецкая область, в которой губернатору-саксофонисту удалось достичь высоких результатов благодаря амбициозным прожектам по благоустройству областного центра. На 16 и 17 местах расположились Ярославская и Воронежская области соответственно.
Отметим, что значительно улучшить свои позиции в рейтинге удалось Курской области — региону за 2022 год удалось подняться на 45 пунктов, в сравнении с 2021 годом. Самое серьезное падение — у Тамбовской области — на 24 пункта вниз в сравнении с 2021 годом. И это тревожный сигнал для губернатора Егорова, которому пора не только грозить кулаком всем чиновникам, уезжающим из региона, но и приступить к реализации живых, реальных проектов.
В Московской области инвестиционные проекты также реализуются исключительно в рамках классических форм ГЧП (концессия, соглашение о МЧП по 224-ФЗ). Всего до 2022 года в регионе запущено 37 проектов ГЧП с общим объемом инвестиций 368 млрд руб., из них 17 проектов с инвестициями свыше 1 млрд руб. (совокупно 360 млрд руб.). Наиболее крупными из них являются автодорожные концессии – «Бутово – Железнодорожный» (южный дублёр МКАД) на 157 млрд руб., «Москва – Касимов» (дублёр Егорьевского шоссе) на 69 млрд руб. и «Виноградово – Тарасовка» (соединит Дмитровское и Ярославское шоссе) на 50 млрд руб.